Жизнь и отношения людей

Поделиться...

Что ждет последний кошерный ресторан Туниса

15 октября 2012 - Premino Video

У Туниса - давняя еврейская история. Северная Африка была домом для евреев еще до прихода туда христианства и ислама. В добрые времена еврейские общины процветали, в злые - становились первыми жертвами дискриминации. А сегодня их существование вообще оказалось под большим вопросом.


Из 100 тысяч евреев, проживавших в Тунисе до создания государства Израиль в 1948 году, сейчас осталось не более полутора тысяч.


К сожалению для оставшихся, революция, свергнувшая президента Бен Али, подняла волну исламизма, и лозунг "смерть евреям" не раз звучал на демонстрациях салафитов.


"Последний кошерный ресторан"

"Лет через 15 мы будем говорить о еврейской общине Туниса в прошедшем времени", - говорит Жакоб Лелюш, единственный еврей, попытавшийся (впрочем, безрезультатно) побороться за место в национальной ассамблее, которой предстоит написать новую конституцию Туниса.


Лелюш - большой скептик и... большой мечтатель. Мечты его устремлены к маленькой вилле на морском берегу. На голубых железных воротах белоснежного дома колониальных времен красуется вывеска "Ресторан Мамаши Лили".


85-летняя шеф-повар Лили и в самом деле приходится Жакобу Лелюшу мамой.


"Она - сердце и память еврейской кухни Туниса", - уверяет Лелюш, в 1978 году уехавший из Туниса во Францию изучать экономику и маркетинг, но в 1996 году вернувшийся к любимой мамочке и основавший вместе с ней "последний кошерный ресторан Туниса".


"Она разговаривает с клиентами как еврейская мама со своими детьми, - смеется Лелюш. - Не клади сюда соль, это вредно, это не бери, этого положи побольше...."


Лелюш утверждает, что элементы еврейской культуры в Тунисе заметны во всем, от кулинарии до литературы и музыки. Он надеется, что когда-нибудь жители страны - вне зависимости от своей религии - признают эти общие исторические и культурные корни.


Ну а пока что он дает мрачный прогноз: евреев в Тунисе не останется, разве что на острове Джерба...


Салафиты застали Тунис врасплох

В нескольких кварталах от ресторана Мамаши Лили расположилась небольшая, современного вида синагога Беит Мордехай.


В ней царит теплая непринужденная атмосфера. Взрослые молятся, дети играют. Народу немного: приготовленного кем-то пирога хватает на всех.


Один из пришедших в синагогу, 39-летний бизнесмен Элли Аттун, родом с юга страны, однако после вторжения израильской армии в Ливан в 1982 году по Тунису прокатилась волна антисемитских демонстраций, и семья Аттуна перебралась в столицу - так безопаснее.


Начало "арабской весны" Элли воспринял с оптимизмом.


"Мы хотели, чтобы Тунис стал открытым, современным, как Западная Европа. К сожалению, - признает Аттун, - вскоре выяснилось, что небольшая кучка людей не разделяет взглядом большинства населения и не хочет модернизации общества, и власти ничего не делают, чтобы обуздать этих людей".


В самом деле, появление салафитов, сторонников буквальной интерпретации Корана и ярых противников западного образа жизни, застало жителей Туниса врасплох.


Хотя эти люди составляют незначительное меньшинство, они активны, громко заявляют о своей позиции и склонны к насилию.


По словам лидера движения "Нахда" Рашида Ганнуши, возглавляющего коалиционное правительство Туниса, закон запрещает подстрекательство к насилию против любой группы населения, и виновные будут найдены и наказаны.


Пока что таких виновных никто не нашел, и люди все чаще обвиняют правящую партию в лицемерии. На словах, говорят они, "Нахда" говорит о свободе слова, равных права граждан и верховенстве закона, а на деле у нее много общего с ультраконсервативными салафитами.


Худший сценарий?

На острове Джерба, где находится одна из старейших в мире синагог, присутствие салафитов пока незаметно. Однако об их угрозах наслышаны и здесь.


53-летний отец шестерых детей сам видел надписи "смерть евреям" на стенах. Но он невозмутим: "Поверх этих надписей я пишу "смерть тем, кто желает смерти евреям".


Он прожил на Западе девять лет, но вернулся на Джербу - здесь ему милее.


И вообще из всех евреев, с которыми я разговаривал, ни один не сказал, что хотел бы покинуть Тунис.


С другой стороны, никто из 800 тысяч евреев, живших на Ближнем Востоке среди арабов до 1948 года, не хотел сниматься с насиженных мест. Их исход был, как правило, вынужденным, большинство переехали в Израиль, еще около 200 тысяч переселились на Запад. Судьбу оставшихся 20 тысяч определит будущее, и видимо, не такое уж далекое.


"Мы, я и мои дети, в первую очередь тунисцы, - говорит Элли Аттун. - Тунис - наша родина, и мы не хотим представлять себе, что будет в случае худшего сценария".


Рейтинг: 0 Голосов: 0 645 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Жизнь и отношения людей